вторник, 5 апреля 2011 г.

Art Quilt


Вопрос, на который ищут ответ не только участники нашей скромной группы, но и все кто так или иначе сталкивается с этим видом искусства во всем мире. Разве что пожарники и милиция не ищут. Для меня с одной стороны все предельно просто: арт-квилт-это искусство в виде квилта (то есть трехслойного, в редких случаях двухслойного объекта, слои которого скреплены стежкой). С другой стороны все необыкновенно сложно , ибо мы все знаем что такое квилт, но вот что такое искусство сформулировать может далеко не каждый. Писать на тему что такое искусство все равно, что писать сочинение на тему "что такое любовь". Кроме того, что написано на эту тему очень много, есть еще и индивидуальный фактор-среда, вкус, воспитание, образование итд. Не только простые смертные затрудняются, дать однозначное определение искусству не решаются уже даже директора музеев современного искусства, культурологи и философы.
Вообще с середины 19 века понятие искусства начало стремительно трансформироваться, а 20 век перевернул все традиционные представления с ног на голову. После того, как Энди Ворхол прославил жестянку с супом Кэмбел (Campbell's soup), а Дюшан- унитаз, никто уже не имеет права сказать, что какой-либо обьект не является произведением искусства или менее значим, чем например этюд маслом на холсте. Никто не посмеет утверждать, что скульптура из ржавых гвоздей менее уважаемое искусство, чем скульптура из мрамора. Однако до сих пор арт-квилт для многих профессиональных художников, галеристов, коллекционеров и интересующейся искусством публики - все равно что портрет овсом и просом - нечто менее достойное внимания, чем картина написанная на традиционном холсте, картоне , дереве. Все дело в том, что арт-квилт связан 1.-с ремеслом швеи, а все что связано с профессиональными навыками скажем, сварщика, каменщика, плотника(резчик по дереву), ткача(гобелен), относили скорее к ремесленничеству, а не к чистому искусству 2.с понятием квилт-что означает родство с теми сотнями тысяч одеяло- и покрывалоподобных квилтов, с повторяющимися узорами , цветочками, крошками Сью, что ставит их в один ряд с вязаными салфетками, вышитыми полотенцами и всем тем, что хозяйки изготавливают для домашнего обихода. Женские рукоделия, одним словом. Потому многие арт-квилтеры предпочитают называть себя просто художниками, в крайнем случае художниками по текстилю или художниками, работающими в смешанных техниках, а слово "квилт" стараются отодвинуть на задний план . Более того, стремление уйти от квилта частично обьясняет и избыток техник , характерных для других видов искусства во многих арт-квилт произведениях. Повсеместное увлечение поверхностным дизайном (surface design), например, вплоть до того, что ни один см поверхности квилта не остается нетронутым. Выставки изобилуют работами в которых присутствуют напечатанные на ткани фотографии, покрашенные и обесцвеченные ткани, добавляется бумага, целлофан, и все, что взбредет в голову автору. Квилтеры радостно внедрили в свое творчестве все графические техники, такие как шелкография, линогравюра, сианотипия, монопития. Я только 'за' использование новых техник, тканей собственного изготовления и утилизацию отходов человеческой жизнедеятельности и сама все это люблю. Но никто не должен чувствовать себя не-творцом, не -художником только потому, что не умеет или не считает нужным выжигать дырки в тканях паяльником, красить с помощью ржавых гвоздей или печатать фотографии на своем квилте. Если вы спокойно можете без них обойтись, значит не очень-то и хотелось. Бывает, что только такая техника подходит для именно этой идеи, но часто техники коллекционируются как марки и их количество в одном квилте зашкаливает. Хорошо все уметь, но эксперименты с новыми материалами мастер-классы, книги и журналы стоят дорого, время еще дороже. Новые техники часто навязываются производителями, материалы предлагаются бесплатно видным арт-квилтерам для экспериментов, с тем, чтобы потом в журналах были опубликованы статьи и жаждущие новых ощущений немедленно начали бы покупать тот или иной продукт.
Техники и приемы не есть признак арт-квилта! Выбор ткани (покупная или самоокрашенная), тоже не играет решающей роли, несмотря на то, что многие арт-квилтеры красят ткани сами, и несколько свысока смотрят на тех, кто до сих пор покупает ткани в квилтовых магазинах. Я крашу не потому, что не могу найти нужные расцветки, мне просто дешевле красить самой, чем покупать.
 Что же тогда? Так же как и в любом другом произведении-эмоция, вложенная автором, его индивидуальный взгляд, его самобытная личность и его талант передать свою эмоцию зрителю.

И уж точно Арт-квилт не стиль, признаком которого является кривое шитье и торчщие в разные стороны нитки. Он вообще не стиль, он Арт, а чтобы делать Арт, надо быть , хотеть быть, работать, чтобы быть АРТистом, художником то есть. 

Иллюстрация: Марк Ротко
далее:
Фотография в арт-квилте

6 комментариев:

  1. Таня, я в восхищении. Умница!

    ОтветитьУдалить
  2. Таня,
    Присоединяюсь! В восхищении :)
    Никогда не смогла бы сформулировать так четко, что тут сказать - ППКС :).
    Да, техники - средство, а не цель! Ну а как насчет уровня владения используемой техникой - влияет ли он на "артность" квилта? Если да, насколько сильно?...

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна, думаю, выражу общее мнение: мы назначим тебя официальным летописцем нашей Игры. Твои посты настолько ярки и сильны! Благодарю за то, что ты так четко и ясно формулируешь наши смутные мысли и ощущения!

    ОтветитьУдалить
  4. Лера, могу сказать, насколько владение техниками влияет на меня, как на подготовленного зрителя. Техника шитья бывает такая, что как говорится "в зобу дыханье сперло", и тогда для меня это несомненный плюс, но только в том случае, если квилт меня заинтересовал. Если он скучный, то мне неинтересно насколько он прекрасно сшит. И наоборот бывает обидно что очень интересные работы технически неудачны , пузырятся, с кривоватыми окантовками. Но и паранойя по поводу количества стежков на 1 дюйм или открытых срезов, тоже непонятна.
    Ваша аудитория-шьющие люди, мало кто из нешьющих ходит на текстильные выставки. Благодарная и в то же время самая требовательная аудитория. Если стежка не супер, то обязательно какая-нибудь тетенька-рукодельница это отметит и не преминет заметить между делом, что стежки неравномерные или ресницы на обратной стороне. Есть еще другой тип зрителя-те, кто пуговицу пришить не могут и им вообще по барабану как сшито. Им может понравиться что-то, что мне уже надоело, что из года в год повторяется, что-то, что сшито даже не на "удовлетворительно". Что касается других техник, то я сама мало какими пользуюсь, но замечаю как покрашены ткани и некоторые меня впечатляют, некоторые наоборот, от некоторых я просто в экстазе. Но рассматривать детали начинаешь толко после того, как первое впечатление получено.
    Лена, спасибо за доверие))Я подумаю

    ОтветитьУдалить
  5. получится ли комментарий?

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна, очень понравилось как ты излагаешь мысли, соласна с тобой во всем! Это правда, что на каждый товар свой покупатель, многие просто не в состоянии оценить труд ремесленника, даже в безупречном исполнении - "это просто не мое". Считаю, что для красивой работы нужен прежде всего хороший вкус, даже не знаю, можно ли его развить или с ним только рождаются?! Но учиться всегда полезно!

    ОтветитьУдалить